Содержание работы тифлопедагога в специализированных группах
для детей с
нарушением зрения.
Основной задачей специализированных
групп для детей с нарушением зрения является подготовка детей к обучению путем
осуществления коррекционно-развивающих и лечебно-восстанавливающих
мероприятий. Лечебно - восстановительные
и коррекционно - развивающие мероприятия, осуществляемые в нашем учреждении,
помогают детскому организму преодолевать неблагоприятные условия развития.
Известно, что зрительная патология оказывает отрицательное влияние на развитие
функциональных механизмов у детей дошкольного возраста, которое компенсируется
в ходе работы тифлопедагога (учителя-дефектолога) в системе
коррекционно-развивающего обучения. Тифлопедагог дошкольного образовательного
учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим
коррекционно-педагогическую работу, выясняет своеобразие обучения и воспитания
детей при разной степени нарушения зрения, влекущего за собой вторичные
отклонения в психическом и физическом развитии. В коррекционно-педагогической
работе тифлопедагог отдает предпочтение фронтальным и индивидуальным занятиям,
упражнениям, играм, направленным на охрану и развитие зрительных функций детей,
а также на:
ü развитие зрительного восприятия;
ü ориентировку в пространстве
ü социально-бытовую ориентировку
ü развитие осязания и мелкой моторики.
Занятия по развитию зрительного восприятия.
Задачи:
v формирование представлений о цвете, форме, величине
предметов окружающего мира;
v расширение умения пользоваться сенсорными эталонами на
уровне называния, узнавания, оперирования;
v формирование умения воспринимать предметные и сюжетные
изображения.
Занятия по ориентировке в пространстве
Задачи:
v
формирование целенаправленного
зрительного восприятия пространства и расположенных в нем предметов;
v
обучение
практической ориентировке на себе, особое внимание уделяя умению детей
различать правую и левую стороны;
v
развитие
глубинного зрения, глазомера, глазодвигательных функций.
Занятия по социально-бытовой ориентировке:
Задачи:
v
расширение детских
представлений о предметном мире, упражнение в обследовании основных признаков и
свойств предметов с использованием зрения и других анализаторов;
v
расширение знаний о явлениях общественной
жизни;
v
формирование представления о самом ребенке и окружающих
людях.
Занятия по развитию осязания и мелкой моторики.
Задачи:
v
расширение знаний
об окружающем мире с помощью осязательного восприятия, использование этих умений в самостоятельной, игровой, учебной,
бытовой деятельности;
v
развитие
подвижности, гибкости, силы, точности, координированности движений пальцев рук;
v
развитие
графомоторных навыков (обвод по пунктиру, точкам, трафарету, шаблону,
штриховка, дорисовывание узора, предмета, копирование по образцу, рисование по
цифрам, буквам);
v
развитие
конструктивного праксиса (работа с палочками, с разрезными картинками, кубиками
Никитина, геометрическими фигурами, шнуровка);
v
развитие
прослеживающей функции (работа с перфокартами, лабиринтами и т.д.)
Специальные коррекционные занятия
тифлопедагога играют роль пропедевтики – подготовки детей к различным видам
деятельности, адаптации в окружающем мире. |