Перечень необходимого физкультурного оборудования (традиционного и не традиционного) для развития физической активности детей младшего и ста
10.10.2020, 04:51
Перечень необходимого физкультурного оборудования (традиционного и не традиционного) для развития физической активности детей младшего и старшего дошкольного возраста ФГОС ДО определил требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, которые включают требования к развивающей предметно – пространственной среде. Согласно ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной и безопасной. Принципиальным показателем высокого качества среды является ее способность обеспечивать весь комплекс потребностей детей, создавать мотивацию их активной деятельности.
Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивает двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Доступность среды предполагает доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, в том числе и физкультурного зала и спортивного участка; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды физкультурного зала предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Физкультурно-оздоровительная или спортивно-оздоровительная предметная среда помогает содействовать решению как специфических задач развития двигательной активности, моторикидетей, так и задач их гармоничного развития.
Примерный набор физкультурного оборудования для второй младшей группы Наименование Размеры, масса Кол-во Для ходьбы, бега и равновесия Доска с ребристой поверхностью Длина 200 см Ширина 20 см Высота 4 cм1 Модуль "Змейка" Длина 100 см Высота 15 см 1 Коврик, дорожка массажная со следочкам3 Куб деревянный Ребро 20 см 1 Обруч большой Диаметр 95-100 см 1 Для прыжков Куб деревянный Ребро 20 см 1 Мяч-попрыгунчик Диаметр 50 см 2 Обруч малый 50-55 см 5 Шнур короткий Длина 75 см 5 Для катания, бросания, ловли Кегли (набор) 1 Мешочек с грузом малый Масса 150-200 г 5 Мяч резиновый Диаметр 10 сМ4 Шар цветной Диаметр 20-25 см2 Для ползанья и лазанья Обруч на подставке2 Для общеразвивающих упражнений Кубики20 Лента цветная (короткая)Длина 50 см10 Мяч массажныйДиаметр 8-10 см5 Палка гимнастическая короткаяДлина 75-80 см5
Примерный набор физкультурного оборудования для средней группы Наименование Размеры, масса Кол-во Для ходьбы, бега, равновесия Дорожка массажная2 Шнур длинныйДлина 150-см, диаметр 2 см1 Для прыжков Куб деревянныйРебро 20 см1 Мяч-попрыгунчикДиаметр 50 см2 Палка гимнастическая короткаяДлина 75-80 см5 Скакалка короткаяДлина 120-150 см5 Для катания, бросания, ловли Кегли (набор)1 Кольцеброс (набор)1 Мешочек с грузом большойМасса 400 г2 Обруч большойДиаметр 75 см Серсо (набор)2 Для ползания и лазанья Обруч на подставке2 Для общеразвивающих упражнений Мешочек с грузом малыйМасса 150-200 г2 МячДиаметр 10-12 см5 МячДиаметр 20 см5 Обруч малыйДиаметр 55-65 см5 Кубики20 Ленточки разноцветные15 Султанчики10 Шнур короткийДлина 75 см5
Примерный набор физкультурного оборудования для старшей и подготовительной групп Наименование Размеры, масса Кол-во на группу Для ходьбы, бега, равновесия Балансир1 Коврик массажный2 Для прыжков Обруч малыйДиаметр 55-65 см5 Скакалка короткаяДлина 100-120 см5 Для катания, бросания, ловли Кегли (набор)2 Кольцеброс (набор)2 Мешочек малый с грузомМасса 150-200 г4 Мяч большойДиаметр 18-20 см5 Мешочек с грузом большойМасса 400 г2 Мяч для мини-баскетбола Масса 0,5 кг1 Мяч утяжеленный (набивной)Масса 500 г, 1 кг1 Мяч – массажер5 Обруч большойДиаметр 75 см5 Серсо (набор)2 Для ползания и лазанья Обруч на подставке2 Для общеразвивающих упражнений Гантели детские6 Лента короткаяДлина 50-60 см5 Мяч среднийДиаметр 10-12 см5 Палка гимнастическая короткая Длина 80 см5
Примерный набор оборудования для физкультурного зала Тип оборудования Наименование Размеры, масса Кол-во на группу Для ходьбы, бега, равновесия Балансиры разного типа2 Бревно гимнастическое напольное Длина 240 см Ширина верхней поверхности 10 см Высота 15 см2 Доска гладкая с зацепами Длина 250 см Ширина 20см Высота 3 см2 Доска с ребристой поверхностьюДлина 150 см Ширина 20 см Высота 3 см Дорожка-балансир (лестница веревочная напольная) Длина 23 см Ширина 33 см Диаметр реек 5 см1 Дорожка-змейка (канат) Длина 200 см Диаметр 6 см2 Коврик массажный75 х 70 см5 Куб деревянный малыйРебро 20 см5 Модуль мягкий (комплект из 6-8 сегментов)1 Скамейка гимнастическаяДлина 200-300 см Ширина 24 см Высота 25, 30, 40 см3 Ходули – ведра7 Для прыжков Батут детскийДиаметр 100-120 см1 Гимнастический набор: обручи, рейки, палки, подставки, зажимы2 Конус с отверстиями10 Мат гимнастическийДлина 200 см Ширина 100 см Высота 7 см3 Скакалка короткаяДлина 120-150 см20 Для катания, бросания, ловли Кегли (набор) 2 Кольцеброс (набор)3 Мешочек с грузом малыйМасса 150-200 г5 Мишень навеснаяДлина 60 см Ширина 60 см Толщина 1,5 см2 Мяч средний10-12 см15 Мяч утяжеленный (набивной)Масса 0,5 кг, 1,0 кгпо 2 Мяч для мини-баскетбола18-20 см3 Мяч для массажаДиаметр 6-7 см, 10 смпо 15 Сетка волейбольная с мячом2 Баскетбольные щиты с кольцами4 Для ползания и лазаньяДуга большаяВысота 50 см, Ширина 50 см 2 Дуга малаяВысота 30-40 см, Ширина 50 см2 Канат гладкий270-300 см 1 Лестница деревянная с зацепамиДлина 240 см,Ширина 40 см Диаметр перекладин 3 см Расст. между перекл. 22-25 см 1 Лестница веревочнаяДлина 270-300 см Ширина 40 см Диаметр перекладин 3 см 2 Стенка гимнастическая деревяннаяВысота 270 см Ширина пролета 75, 80, 90 см4 Для общеразвивающих упражнений Гантели30 Лента короткаяДлина 50-60 см30 Мячи-массажеры15 Мяч малый6-8 см17 Мяч средний12 см17 Мяч большой25 см17 Обруч малыйДиаметр 54-60 см10 Палка гимнастическаяДлина 75-80 см20 Тренажёры10
Использование нестандартного оборудования позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки дошкольников, способствует повышению интереса к занятиям спортом. Упражнения с использованием нестандартного оборудования направлены на укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и повышение функциональных возможностей организма детей. Цель использования:Создание условий для повышения эффективности физкультурного образования дошкольников посредством организации коммуникативно-ориентированной предметной среды с использованием нестандартного оборудования. С 3 лет – перешагивание. С 4 лет – + прыжки на двух ногах. С 5 лет - + прыжки на одной ноге, боком, бег. С 6 лет - + ходьба и прыжки на двух ногах назад. 2«Квадратная дорожка С 3-х лет Улучшение координации движений. Укрепление мышц ног, стопы, туловища. Знание правой, левой ноги. Закреплять счёт. Развитие внимания, ловкости, соревновательных качеств, положительных эмоций. С 3 лет – ходьба по квадратикам по прямой. С 4 лет – + прыжки на двух ногах по квадратикам, через квадратики, по кривой и по кругу. С 5 лет - + прыжки на одной ноге, использование в эстафетах. С 6 лет - + ходьба и прыжки на двух ногах назад. 3«Сороконожка»С 3-х лет Развивать умение двигаться парами. Улучшение координации движений Укрепление мышц ног, рук, туловища. Знание правой, левой ноги, руки. Развитие внимания, ловкости, положительных эмоций. С 3 лет – ходить рядом друг с другом и друг за другом. С 4 лет - ходить парами по прямой, по кругу. С 5 лет - + разный темп ходьбы и бега. С 6 лет - + вперёд и назад. 4«Цветная дорожка»С 3-х лет Улучшение координации движения, ходьбы и бега по ограниченной площади. Массаж стоп, профилактика плоскостопия, закаливание, формирование правильной осанки. С 3 лет – ходить по дорожке по одному по гладкой стороне. С 4 лет – ходить друг за другом по гладкой стороне босиком. С 5 лет - + по неровной стороне, на носках и пятках по гладкой, перепрыгивание боком через дорожку. 5«Следочки – ладошки»С 4 лет Улучшение координации движений. Укрепление мышц ног и стопы, туловища. Профилактика плоскостопия, закаливание. Знание правой, левой ноги, руки. Развитие внимания, ловкости, соревновательных качеств, положительных эмоций. С 4 лет – ходьба по следам босиком. С 5 лет – + и ладошкам. C 6 лет - + прыжки на двух, одной нужной ноге, использование в эстафетах. 6«Массажные тапочки»С 4 лет Укрепление защитных функций организма, массажа стоп. Профилактика плоскостопия, закаливание. Развитие внимания, выносливости, соревновательных качеств. С 4 лет - сидение на скамейке и вставание босиком на несколько секунд, ходьба в одной, затем в двух тапочках по залу. С 5 лет - ходьба с ускорением. C 6 лет - + использование в эстафетах. 7«Плетенные веревочки, султанчики, ленточки»С 3-х лет Совершенствование у детей координации движений, укрепление всех групп мышцтела. Развитие внимания, терпения, выносливости, умения слышать взрослого; соревновательных качеств С 3 лет – ходьба с перешагиванием, потягивание – достань ленточку. С 4 лет - + прыжки на двух ногах, ОРУ. С 5 лет - + на одной ноге прыжки, использование в эстафетах, п/и. C 6 лет - + ходьба и прыжки на двух ногах назад. 8«Мягкое боевнышко»С 3-х лет Развивать у детей координацию движений, моторику рук и кистей, ног, глазомер, соревновательные качества, ориентировку в пространстве.Умения выполнять команды взрослого. С 3 лет – катание двумя руками и одной. С 4 лет - + перешагивание, перепрыгивание на двух ногах через лежащее брёвнышко, «кто дальше прокатит». С 5 лет - + перепрыгивание на одной ноге, ч/з стоящее - на двух. C 6 лет - + прыжки с зажатым между ног, использование в эстафетах. 9«Снежинки»С 4 лет Развивать координацию движений, укрепление всех групп мышц тела,внимание, терпение, выносливость, умение слышать взрослого, соревновательные качества. С 4 лет – ОРУ, «сдуй снежинку с ладошки» С 5 лет - + «пронеси снежинку на голове», использование в эстафетах. 10«Легкие снежки»С 3-х лет Развивать глазомер, меткость, силу плечевого пояса. Ловкость, выносливость при прыжкахна 2-х ногах с зажатым снежком между колен. Координацию движений, сохранения устойчивого равновесия при ходьбе, ползании по ограниченной площади с снежком на голове, и на спине. С 3 лет – ОРУ, «брось снежок собачке…» С 4 лет - + метание вдаль. С 5 лет - + метание в цель, прыжки на двух ногах, с зажатым снежком между ног. C 6 лет - + использование в эстафетах. 11«Вкусные морковки»С 3-х лет Развивать у детей координацию движений, моторику рук и кистей, ног, глазомер, соревновательные качества. Ориентировку в пространстве. Координацию движений, сохранения устойчивого равновесия при ходьбе по ограниченной площади. С 3 лет – ОРУ, «перенеси, принеси, отнеси морковку» С 4 лет - + бег до морковки по доске, обратно с ней, прыжки на двух ногах через морковку. С 5 лет - + «посади» и собери морковки, использование в эстафетах. 12«сапоги – скороходы»С 4 лет Совершенствовать у детей координацию движений, укрепление всех групп мышцтела. Развитие внимания, терпения, выносливости, умения работать в команде, соревновательные качества, и положительные эмоции. С 4 лет – ходить по прямой С 5 лет - + быстрая ходьба с поворотами, по доске, положенной на пол. C 6 лет - + использование в эстафетах. 13«Ступа Бабы Яги»С 4 лет Совершенствовать у детей координацию движений, укрепление всех групп мышцтела. Развитие внимания, терпения, собранности, выносливости, умения работать в команде, соревновательные качества, и положительные эмоции. С 4 лет – залазить в ступу и ходить в ней, держа её за бока края верха. С 5 лет - + быстро передвигаться в ступе, держа ступу и метлу, использование в эстафетах 14«Шапка – невидимка»С 5 лет Совершенствовать координацию движений,ориентировку в пространстве. Развивать умение двигаться в замкнутом пространстве, ловкость, смелость, действие в парах, соревновательные качества. С 5 лет - ходить с шапкой на голове, двигаться на звук. C 6 лет - + двигаться в паре: партнёр ведёт быстро за руку, использование в эстафетах. 15«Млечный путь»С 4 лет Упражнять в ходьбе по ограниченному пространству, Развивать координацию движений, ловкость, мобильность, соревновательные качества. С 4 лет – ходьба с звезды на звезду. С 5 лет - + прыжки на двух ногах, использование в эстафетах. 16«Веселый мухолов»С 4 лет Развивать глазомер, меткость, силу плечевого пояса, мелкую моторику кистей, ориентировку в пространстве,ловкость, соревновательные и командные качества, и положительные эмоции. С 4 лет – метание с близкого расстояния. С 5 лет - + увеличение расстояния метания. C 6 лет - + использование в эстафетах. 17«Быстрые мотальщики»С 4 лет Развивать мелкую моторику кистей, силу рук, ловкость, координацию движений, умение работать в паре, желание выигрывать у партнёра. С 4 лет – «кто быстрее намотает ленточку до бантика» (длина 1,5м) С 5 лет - + работа в парах (длина увеличивается) 18«Массажер – орешки»С 4 лет Развивать у детей внимание, координацию движений,профилактика осанки (при выполнении ОРУ, основных движений) и плоскостопия (катание шариков по стопе ног), ловкость. Желание заботиться о своём здоровье. С 4 лет - ходьба с перешагиванием, перепрыгивание на двух ногах. С 5 лет - + ОРУ, перепрыгивание правым, левым боком, перешагивание, высоко поднимая ногу, массаж спины. 19«Слепые очки»С 4 лет Развивать у детей координацию движений с закрытыми глазами, умение действовать не спеша, не боятся темноты, смелость, ловкость, соревновательные качества. С 4 лет - игра «Узнай, кто позвал?» С 5 лет - + «Жмурки» и др., использование в эстафетах. 20«Кепки- ловишки»С 5 лет Развивать мелкую моторику кистей, силу рук, ловкость, координацию движений, умение рассчитывать силу броска, умение работать в паре, соревновательные качества. Положительные эмоции. С 5 лет – спортивное упражнение «Точно в цель», «Забрось воланчик» С 6 лет - + работа в парах, использование в эстафетах. 21«Носилки»С 4 лет Упражнять в ходьбе в паре, координировать движения рук и ног, работать в паре. Развивать желание помогать попавшим в беду. С 4 лет – ходить в паре, держаться за носилки, переносить небольшие предметы (платочки, кубики и др). С 5 лет - + перенести бережно, не уронив куклу, животного. С 6 лет - использование в эстафетах.