СЕМИНАР
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "О ПРАВАХ - ИГРАЯ".ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Знакомство с Конвенцией о правах ребенка,
принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, стало объектом пристального
внимания педагогов только в последние несколько лет. В нашей стране в системе
дошкольного образования сделаны первые шаги в этом направлении. Знакомство
самих детей с их правами - сложная работа. Сложность заключается, прежде всего,
в абстрактности самого понятия "право", которое ребенку дошкольного
возраста трудно осознать.
Для детей дошкольного возраста сказка
является близким и хорошо знакомым материалом. Игровые занятия со знакомыми
сказочными героями вызывают у детей оценочное отношение к социальным явлениям,
фактам, событиям, способствуют развитию социальных эмоций, чувств. Каждому
ребенку присущ "театральный инстинкт" - стремление посредством игры
побывать в роли другого.
Это помогает острее реагировать на поведение
окружающих людей. Именно сказка прививает детям такие качества, как сочувствие
доброта, готовность прийти на помощь, оказать поддержку. Поэтому мы используем
в своей работе и традиционный подход к сказке (чтение, рассказывание), и
инсценировку эпизодов, когда дети сами становятся героями - участниками этой
сказки.
Опираясь на ведущий в дошкольной педагогике
принцип наглядности, мы стараемся подбирать доступный восприятию детей
иллюстрированный материал, с помощью которого можно было бы обсудить и
закрепить представления о каждом положении Конвенции.
Процесс познания правовой культуры находит
выражение в разнообразных формах
собственной деятельности детей. Хотелось бы подчеркнуть такую форму, как
игра. Если брать дидактические, сюжетно - ролевые и другие виды игр, то они
играют немаловажную роль в закреплении полученных на
занятиях
знаний. Игра, независимо от возраста, вовлекает ребенка в решение простых
творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить,
смоделировать.
Вся запланированная нами работа в данном
направлении способствует тому, чтобы ребенок из пассивного наблюдателя
превратился в активного участника. В этом вопросе немаловажную роль играет
умение детей решать проблемные задачи.
После того как дети усвоили основные
положения Конвенции, мы переходим к проблемным ситуациям - размышлениям. Цель
этих занятий состоит в том, чтобы каждый ребенок поставил себя в воображаемой
ситуации на место обижаемого и "проиграл" возможные варианты поиска
помощи и самозащиты. Вот примеры некоторых проблемных ситуаций.
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ.
Цель: воспитывать у детей уважение и
терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и
национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста,
личностного своеобразия, внешнего облика, физических недостатков.
Ситуация 1.
В
сказке "Золушка" мачеха и ее сестры не взяли Золушку с собой на бал,
потому что она была у них
служанкой,
мыла и убирала за ними. Как бы ты поступил на месте мачехи?
а)
Не взял бы на бал, ведь Золушка ходила в старом, грязном платье;
б)
сказал бы, что на нее не хватило приглашения;
в)
взял бы с собой, потому что все люди
равны.
Ситуация 2.
Однажды
утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась, вошла заведующая детским
садом с
двумя
чернокожими девочками и сказала: "Эти сестренки, Бахарнеш и Алина,
приехали из Эфиопии, и
теперь
будут ходить к вам в группу". Как бы ты поступил на месте детей?
а)
Засмеялся и стал показывать пальцем на сестренок: "Они совсем черненькие!";
б)
пригласил девочек вместе позавтракать, а затем показал свою группу; неважно
какой расы девочки;
в)
повернулся к своей тарелке, как будто никто не пришел.
Ситуация 3.
В
группу пришел новенький - мальчик из Грузии, который не очень хорошо говорил
по-русски. Ваня
стал
дразнить его. Что бы ты сказал Ване?
а)
Посмеялся бы вместе с ним над новичком;
б)
не обратил внимания на то, что Ваня дразнит новичка;
в)
защитил бы новичка, стал играть с ним, ведь это не главное, на каком языке ты
говоришь.
Ситуация 4.
Однажды
дети проходили мимо мечети и увидели, как молится пожилой человек, стоя на
коленях. Они+
а)
засмеялись, показывая пальцем на старика;
б)
стали передразнивать;
в)
отошли в сторону, чтобы не мешать ему, потому что нужно уважительно относиться
к любой религии.
Как
поступил бы ты?
Ситуация 5.
В
сказке "Сивка-Бурка" старшие братья не взяли Иванушку с собой в
город, потому что считали его
маленьким
и глупым. Они так и сказали ему: " Сиди, дурачок, дома!" Как бы
поступил ты?
а)
Так же, как братья;
б)
взял бы Иванушку с собой;
в)
оставил бы дома, но сказал: "Ты останешься за хозяина".
Ситуация 6.
Обитатели
птичьего двора из сказки Г.Х. Андерсена " Гадкий утенок" обижали
утенка за то, что он был
некрасивым.
Они называли его гадким, никто с ним не дружил. Правильно ли вели себя птицы?
Как
поступил
бы ты?
а)
Правильно; я поступил бы так же;
б)
неправильно; не дружи, если не хочешь, но обижать нельзя;
в)
неправильно; несмотря на разную внешность, все имеют равные права; дружил бы.
Важным и необходимым условием при отборе
произведений и наглядных пособий мы считаем их нравственную наполненность. Всю
свою работу мы строим так, чтобы дать возможность детям уяснить, что
"хорошо", а что - "плохо". Нам важны те качества, которые
будут проявляться у ребенка при общении со сверстниками и другими людьми. Мы
всегда говорим "Права и обязанности", как будто это одно целое. Чтобы
соблюдать закон, надо не только знать свои права, но и выполнять свои
обязанности. Дети хорошо знают, как неприглядно выглядит ребенок, который берет
себе самое лучшее, обижает другого. У детей, знакомых со своими правами и
обязанностями, реже возникают конфликты, раздоры, обиды, больше понимания и
сочувствия.
Работа в этом направлении интересна, но
необходимо искать новые приемы, знакомящие детей с их правами, потому что
знание своих прав уже с раннего возраста облегчает жизнь наших воспитанников.
|