Жестокое
обращение с детьми: что это такое?
Жестокое
обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого
родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи), педагогами,
воспитателями, представителями органов правопорядка.
Формы
жестокого обращения с детьми
Различают
в основном четыре формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное,
психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
1.
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений
ребенку.
2.
Сексуальное насилие (или развращение) – это вовлечение ребенка с его согласия и
без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними
удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований
считать его ненасильственным, поскольку он не обладает свободой воли и не может
предвидеть негативные для себя последствия.
3.
Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или
постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и
приводящее к формированию патологических черт характера.
К
психологической форме насилия относятся:
•
открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
•
угрозы в его адрес в словесной форме;
•
замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
•
преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
•
ложь и невыполнение взрослым своих обещаний;
•
однократное грубое физическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую
травму.
4.
Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в
результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза его
здоровью или развитию.
К
пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:
•
отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья,
образования, медицинской помощи;
•
отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать
жертвой несчастного случая.
Недостаток
заботы о ребенке может быть непредумышленным, например, в вследствие болезни,
безработицы, хронической бедности, неопытности родителей, их невежества,
следствием стихийных бедствий, социальных потрясений.
Воспитатель,
ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде
всего сам должен быть для родителей образцом уважительного и доброжелательного
поведения с ребенком.
Характерные
черты гуманного стиля общения воспитателя с детьми:
•
признание в качестве основной цели взаимодействия с ребенком обеспечение
чувства психологической защищенности, доверия к миру и радости существования;
•
индивидуальный подход, т.е. координация своих требований с задачей наиболее
полного развития имеющихся у ребенка способностей;
•
использование в качестве основных способов общения понимания, признания и
принятия личности ребенка, основанных на умении встать на точку зрения ребенка,
не игнорировать его чувства и эмоции;
•
определенная личностная позиция воспитателя, а именно стремление исходить из
интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Для
изучения воспитателем, психологом семейного климата рекомендуются традиционные
методы: наблюдение, опросы, беседы, анкетирование, интервью, тестирование,
проективные методики, изучение продуктов детской деятельности и др.
В
процессе наблюдения педагогу необходимо обратить особое внимание на содержание
обращений, вопросов родителей к детям, их форму (мягкая, жесткая), употребление
уменьшительно-ласкательных или грубых слов, реакции родителей на просьбы,
рассказы детей, их шалости, капризы. Следует также оценить эмоциональную
окраску общения: силу голоса родителей, его тон (спокойный, резкий, ироничный и
др.), мимику, контакт глаз, телесные контакты – касания, ласковые поглаживания
или жесткие толчки. Особое внимание надо обратить на реакцию детей (их
настроение, содержание обращений и др.).
Педагог
должен вести работу по своевременному выявлению нарушения прав детей, принятию
мер по защите их от жестокого обращения. При выявлении таких случаев следует
обращаться за помощью в различные инстанции: в милицию, юридические консультации,
службы здравоохранения, медико-социально-психологические центры, телефоны
доверия, специальные службы защиты от насилия.
Необходимо
иметь в виду, что работа по защите прав ребенка возможна лишь тогда, когда
педагогу удается установить партнерские отношения с семьей, создать атмосферу
общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в
интересы друг друга.
Подведем
итоги
Цель
совместной работы педагогов и родителей – обеспечение преемственности между
воспитанием ребенка в детском учреждении и в семье. Перед педагогами стоят
следующие задачи: обеспечение родителей полной информацией о работе детского
учреждения; получение информации о запросах родителей, условиях жизни ребенка в
семье и его индивидуальных особенностях; наличие свободного доступа родителей к
образовательному процессу; просвещение родителей; вовлечение семьи в совместную
работу с педагогами.
Особой
задачей является защита прав и достоинства маленького ребенка. Педагог должен
вести работу по своевременному выявлению нарушения прав детей и принятию мер по
защите детей от жестокого обращения.
В
основе возможных разногласий в подходах к воспитанию детей у педагогов и
родителей чаще всего лежат разные ценности воспитания и неосведомленность о
закономерностях развития ребенка. Поэтому очень важно выявить различия в точках
зрения педагогов и родителей, достигнуть взаимопонимания.
Совместная
работа с родителями может осуществляться в разных формах: беседы,
консультирование, родительские собрания, тренинги, кружки, родительские клубы,
семейные вечера, совместные праздники.
В
нашей стране в системе дошкольного образования сделаны лишь первые шаги в этом
направлении. Среди авторов, занимающихся изучением данного вопроса наиболее
популярны С. Шабельник и С. Усачев. Они предлагают свою форму работы по
ознакомлению дошкольников с правами ребенка на основании своего опыта.
Зачастую,
права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми.
"Проблемные" родители - не вина ребенка, а его беда и несчастье.
Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные
домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка.
Это - унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят
детскую душу.
Пренебрежение
может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимое
количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение
проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое
обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих
создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием
насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.
Нарушению
прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:
неполные
и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;
присутствие
в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения
свободы;
безработица,
финансовые трудности;
постоянные
супружеские конфликты;
статус
беженцев, вынужденных переселенцев;
низкий
уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;
нежеланный
ребенок;
умственные
или физические недостатки ребенка;
"трудный"
ребенок.
В
случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу
следует принять меры по его защите.
Перечислим
основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога.
Психическое
и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.
Неухоженность,
неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка.
Изменчивое
поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое
поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).
Проблемы
с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.
Отказ
ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.
Повторяющиеся
жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.).
Враждебность
или чувство страха по отношению к отцу или матери.
Судорожное
реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара).
Чрезмерное
стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо
всем и обо всех.
Демонстрация
"взрослого" поведения, интерес к вопросам секса уже в дошкольном
возрасте.
К
перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты,
энурез.
Наличие
какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок
подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в то, числе и
сексуальное). Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, он должны обратить
на себя внимание педагога.
Что
делать, если, познакомившись с названными признаками поведения, вы не вольно
подумали о ком-нибудь из детей своей группы? В этом случае присмотритесь более
пристально не только к ребенку, но и его родителям.
Какие
наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны подтвердить ваши
опасения?
В
беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие.
На
жалобы по поводу поведения сын: (дочери) в детском саду реагируют холодно либо
очень бурно и эмоционально.
Часто
меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного
учреждения в другое.
Что
может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с
ребенком?
Прежде
всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а
замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать
ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить
контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать
свою озабоченность его поведением в детском саду.
В
результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:
ваше
предположение подтверждается (не подтверждается);
решение
проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.
Особого
внимания требуют семьи, в которых существует "установка на агрессию".
Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением
привычного способа поведения.
Большинство
взрослых, использующих в качестве методов воспитательного воздействия приказы,
угрозы, предупреждения, телесные наказания, не считают, что нарушают права
ребенка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который они
опираются, состоит в том, что такого рода наказания в детстве применялись по
отношению к ним самим.
Таким
образом, задача педагогов и психологов состоит в поиске способов изменения
установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка.
|